На Мальте набирает оборот скандал в отношении контракта, заключенного между Управлением по туризму Мальты (MTA) и бизнес-оператором VistaJet, который за три года получил €4,5 млн на «маркетинговые услуги». Суть контракта – обеспечение рекламы Мальты в международных всемирных медиа-сетях с помощью ресурсов VistaJet. На выходе – практически полный ноль, считают оппоненты, призывая провести полноценное расследование нецелевого расходования средств налогоплательщиков.

На прошлой неделе в Общественном Счетном Комитете Мальты по инициативе ряда депутатов Парламента Мальты прошли очередные слушания, которые касались отсутствия доказательств оказанных услуг с обоих сторон. Среди представленных документов перечислены только несколько интервью и газетных статей, которые были опубликованы в рамках сделки. На вопрос о копии «маркетингового плана», упомянутого в контракте на 2016, 2017 и 2018 годы, MTA предоставил только маркетинговый план на 2016 год. MTA также не смог предоставить депутатам квартальные счета и сопроводительные материалы, которые VistaJet выставил на 2017 и 2018 годы для обоснования своих платежей.

«Хотя счета, представленные комитету, показывают, что MTA производил свои платежи каждый год, до того, как фактические услуги были предоставлены, что неслыханно в маркетинговой индустрии, высокопоставленные чиновники MTA не могли объяснить, за что фактически заплатил MTA», — комментируют депутаты от оппозиции Беппе Фенек Адами и Крис Саид.

Финансовый контролер MTA Брайан Аззопарди, ответственный за проверку и платежи, сказал, что он только выполнил приказы сверху и не видел никаких документов, чтобы отозвать счета, которые он оплатил. «Как главный финансовый чиновник MTA, я только проводил платежи, поскольку они были одобрены другими. У меня нет полномочий оспаривать эти платежи», — заявил он. На вопрос, почему MTA заплатил VistaJet 100 000 евро за «размещение Мальты в центре своей карты на собственном веб-сайте», Аззопарди сказал, что не знает. Он указал на бывшего генерального директора MTA Пола Бугея, который, по его словам, выставил счета. Со своей стороны Пол Бугежа заявил, что он не участвовали в переговорах относительно спорного контракта и «не мог вспомнить, видел ли он контракт до его подписания». Как отмечают журналисты Times of Malta возможно, что члены правления MTA не знали о сделке. Это также подтвердил Бугея, который сказал, что действовал в соответствии с практикой своих предшественников. «Практика в MTA – не информировать правление, поскольку в ее компетенцию не входят такого рода сделки», — отметил он.

Читайте также  ООО «Джет Паркинг» стала новым резидентом ОЭЗ

Во время заседания у бывшего генерального директора MTA пытались уточнить, какие проверки были сделаны до авторизации платежей в VistaJet. Бугея сказал, что он полагался на проверки, проведенные главой стратегического развития MTA Лесли Веллой и авиационным консультантом министерства транспорта Жозефиной Фарругия. Однако, когда Фарругия давала показания на предыдущей встрече, она сказала, что санкционировала первые два платежа по указанию Бугея.

Были также подняты вопросы о том, почему МТА осуществлял платежи, даже несмотря на то, что контракт был подписан Malta Marketing Limited, которая является частью государственной инвестиционной корпорации MIMCOL. Бугея оправдал эту практику, заявив, что он следовал процедуре, которая была установлена с 2004 года, когда была образована MML. Бывший глава MTA также показал, что он не принимал непосредственного участия в переговорах с VistaJet, поскольку они проводились чиновниками министерства туризма, которых он не назвал по имени. Он отметил, что контракт был составлен отделом, возглавляемым Веллой. «Я не принимал непосредственного участия в переговорах», — настаивает он.

Также оппоненты указали и на ошибки, допущенные при составлении самого контракта, включая нумерацию пунктов договора. Бывший глава MTA признал, что произошла ошибка в виде опечатки. Он отметил, что нумерация некоторых пунктов в первоначальном проекте не соответствует окончательной версии, и в результате некоторые пункты были неправильными, а изменения были внесены позже. «Это был не смертный грех, это уж точно», — настаивает Бугея.

Высшим пилотажем назвали оппоненты пресс-конференцию, которая обошлась в €50000. Бугея подтвердил, что была выплачена сумма в размере €50000 для покрытия расходов на пресс-конференцию в офисах Skyparks в Луге, на которой он не присутствовал. Он оправдал расходы, заявив, что в договор включены расходы на привлечение журналиста из глобальной медиакомпании Forbes для освещения мероприятия. Однако не смог подтвердить присутствие журналистов на мероприятии и опубликовал ли Forbes что-либо об этом событии.

Читайте также  Бизнес-авиация: что ждать после завершения «карантина»?

И еще один любопытный факт, который всплыл в ходе расследования. МТА оплатил серию платежей за клики на собственный сайт. Выяснилось, что каждый раз, когда пассажир посещал веб-сайт MTA с использованием электронных планшетов, установленных на самолетах VistaJet, взымалась плата в €250. Суммарно МТА заплатила €17500 за 70 кликов.

На что ушла большая часть платежей только предстоит выяснить.